на главную

Учук

Учук – общенародное полевое моление чувашей. Люди выражали удовлетворение выращенным урожаем и желали не меньшего в следующем году. Засуха, сильные ветры и град особенно беспокоили земледельца и становились причинами обращения к богам. В XIX в. и, особенно, в начале XX в., данному обряду стали придавать дополнительные свойства: его устраивали и в связи с неурожаем, и с целью избавления от болезней типа мор. Чуваши Учук считают традицией, идущей издревле от прадедов. Обряд имеет несколько терминов-вариантов, из которых наиболее распространенным и утвердившимся является учук, полученный путем слияния двух слов: уй «поле» + «чук» «жертвоприношение, моление.

В настоящее время Учук считается частью верований, восходящих корнями к зороастризму. Он проводится сразу же после массовых обрядовых мероприятий семык, посвященных духам предков, организовывается после весеннего сева до взмета пара в начале лета, т.е. в июне.

Обряд представляет собой обращение старейшин села к верховному богу Тура с просьбой о покровительстве. Молящиеся просят о благополучии селения, о мирном и урожайном годе.

По мнению предков бог Тура с помощью своего брата-близнеца Киремета создал Вселенную, Землю и все сущее на ней. Вселенная представляет собой единство природы, общества и личности. Все обряды и ритуалы древнечувашского быта направлены на поддержание постоянного мирового порядка, на восстановление нарушенной гармонии. Личность всегда в ответе перед обществом, общество перед природой и Тура.

Попавший под воздействие Зла Киремет стал в чувашской мифологии олицетворением дисгармонии и злых духов. С помощью жертвоприношений простые люди издревле надеялись умилостивить силы Зла, уберечь себя от их воздействия и заслужить прощения верховного бога Турă за совершенные прегрешения.

В селе Старое Суркино Альметьевского района обряд «Учук» имеет активное бытование: проходит каждые два года; в год, когда «Учук» (обряд жертвоприношения) не проводится, проводится обряд «Каша дождя».

Обряд «Каша дождя» является своего рода обращением к верховному языческому богу Тура с просьбой дать благоприятную для урожая погоду. По инициативе совета жителей селения из нескольких видов круп и картофеля в котле варится каша, сдобренная маслом и молоком. Скорлупу от яиц надевают на прутья вдоль священного ручья. Всем миром собирают средства для приготовления ритуальной пищи, так же все вместе ее кушают. А затем молодежь с ведрами обливает всех водой. В старину считалось, что никто не вправе противиться обливанию иначе это приведет к засухе.

Подготовка обряда «Учук» начинается с совещания старожилов села, которые определяют день проведения. Обсуждается, сколько нужно средств на покупку жертвенного животного (бычка, овец). Каждый двор дает сборщикам столько денег, сколько может. Раньше собирали крупу, масло, муку, яйца, теперь все это покупается на общественные деньги.

Обряд «Учук» проводят старейшины села – наиболее уважаемые молельщицы.

Для ритуала необходима вода, поэтому он проводится около родника. Это место, выбранное однажды предками, не меняется, и является неприкосновенным и священным.

Родник так и называется «Учук». Здесь недопустимы увеселительные мероприятия, распитие спиртных напитков, что, по поверью, может привести к несчастью.

Одно из главных условий обряда, чтобы рядом находилось дерево – береза или дуб. Оно предназначено, чтобы довести часть жертвоприношения до злых духов и умилостивить их.

Животное обливают водой из источника, и как только оно встряхивается, его приносят в жертву.

Молодежь во время моления не подпускается, ей можно играть чуть в стороне.

Все жители села собираются на «Учук», приносят с собой чашки и ложки. Для всех присутствующих мясо варится в котлах, на бульоне готовится каша. Всю эту ритуальную пищу пробуют все и приобщаются к обращениям к Тура с просьбой о мире, счастье и благополучии.

Эмблема фестиваля означает «Живите в мире и согласии, приумножая свой род, сохраняя национальную культуру и родной язык».

На вышивке национальной одежды древние рунические письмена и символы. Один их таких символов обозначает единение человека, природы и космоса.

С 2007 года в Татарстане проходит Открытый фестиваль чувашей Закамья «Учук». Организаторы фестиваля Министерство культуры РТ, Совет и Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района, Чувашская национально-культурная автономия в РТ, чувашский национально-культурный центр Альметьевского района.

Организаторы этого культурного проекта не случайно назвали его фестивалем, условно разделив на две части, поскольку первая часть – сам обряд, скрыт от посторонних глаз; вторая часть – светская, зрелищно-развлекательная.

Фестиваль носит название Открытый, в нем принимают участие не только чувашские коллективы, но и приглашенные гости (русские, татарские, мордовский коллективы). Фестиваль вышел за рамки района, в нем принимают участие гости из Чувашской Республики, из городов и районов Закамья Республики Татарстан.

 

Использованная литература.

  1. Антон Салмин, Праздники и обряды чувашской деревни, Чебоксары, 2001;
  2. Дмитрий Мадуров, Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей, Чебоксары, 2004;
  3. Культура чувашского края, часть 1, /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др./Составитель М.И. Скворцов. - Чебоксары:Чув.кн.изд-во,1995.