Татарча   Русский   English

Возрождаем традиции песенных состязаний «Әйтеш»



13 мая 2017 года в селе Шапши Высокогорского района в восьмой раз состоится Республиканский фестиваль-конкурс татарского фольклора «Иске Казан түгәрәк уены». Основные цели и задачи фестиваля – сохранение, возрождение и популяризация аутентичных форм татарских народных традиций, приобщение детей и молодежи к национальным культурным ценностям, выявление и поддержка талантливых коллективов и исполнителей.  Фестиваль проводится ежегодно, начиная с 2010 г.

Будучи председателем жюри и чувствуя на себе особую ответственность, я постоянно искала возможность усовершенствовать фестиваль, обогатить его по форме и содержанию, найти оптимальные решения.

Так, в 2014 г. были введены две новые номинации: «Игра на гуслях» и «Реконструкция фольклора ранних исторических этапов». В прошлом году были изменены наименования номинаций. Например, вместо «Лучший исполнитель баитов и мунаджатов» теперь  – «Лиро-эпическое произведение», т.е. номинация расширилась и стала включать не только баиты и мунаджаты, но и «книжные напевы», дастаны и др.

Одно из важных новшеств 2016 г. – состязание куплетистов-импровизаторов «Такмак әйтеш». Мысль об этом у меня возникла после поездки в Казахстан на V симпозиум исследовательской группы «Музыка тюркоязычных народов» при ICTM. Там мне довелось быть свидетельницей инструментального соревнования «тартыс» между двумя исполнителями, что произвело на меня неизгладимое впечатление. В 2015 г. казахско-киргизское искусство импровизации «айтыс» (состязание между двумя акынами, которые ведут песенный диалог на разные темы, сопровождая свои ответы игрой на струнных инструментах) было включено ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. А ведь это наше общее тюркское наследие. Традиции песенных диалогов «айтыш» (әйтеш) до сих пор живы у татар. Желая дать новый импульс старинной народной традиции, мы и включили «Такмак әйтеш» в программу фестиваля. В зажигательной битве участвовало четыре коллектива из различных муниципальных районов Татарстана. Опыт оказался удачным и в этом году он так же будет продолжен.

Хочу внести ясность в название «Такмак әйтеш». Такмак часто сравнивают с русской частушкой, но отождествлять эти разные явления нельзя. В татарской культуре  такмак – это стихотворная форма, четверостишие 8-7-слоговой структуры (синоним кыска җыр). В эту категорию входят стадиально и стилистически разнородные образцы. На поздних стадиях бытования некоторые такмаки, действительно, схожи с частушкой.  Однако это древняя тюрко-татарская поэтическая форма.

В народной среде во время праздничных застолий или молодежных игр участники делились на два противоборствующего лагеря  (будь то гости со стороны жениха и невесты на свадьбах, юноши и девушки – на посиделках). Между ними возникал песенный диалог («кара-каршы җыр әйтешү»). Состязание в остроумии и находчивости могло проходить как между группами исполнителей, так и принимать индивидуальную форму (ответное пение между двумя участниками, например). В давнем прошлом поэтов-импровизаторов называли «чичян» (чичән), их мастерство высоко ценилось в народе.

Таким образом, фестиваль «Иске Казан түгәрәк уены» – это своего рода творческая лаборатория. Многие нововведения (экспериментальные поиски и находки) затем находили продолжение на Всероссийском фестивале «Түгәрәк уен», где я также работала в составе жюри. Но изначально они внедрялись и апробировались именно на нашем республиканском фестивале «Иске Казан түгәрәк уены»!

 

 

Эльмира Ринатовна Каюмова,

председатель жюри фестиваля, кандидат искусствоведения, член Российского Фольклорного Союза, Международной ассоциации фольклористов (SEEFA), Международного совета по традиционной музыке при ЮНЕСКО (ICTM)