Татарча   Русский   English

Комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция в Буинский район



В целях сохранения традиционной народной культуры с 22 по 28 июня 2017 года Республиканским центром развития традиционной культуры была проведена комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция в Буинский район Республики Татарстан. В ходе экспедиции были исследованы татарские населенные пункты района: Аксу, Бик-Утеево, Исаково, Алькеево, Атабай-Анкебе, Кайбицы, Нурлаты, Новые Чечкабы, Кыр Тавгильдино, Ахмаметьево, Сорок Сайдаки, Энтуганы, Каменный Брод, Старые Тинчали, Старостуденецкие Выселки.

Основной целью экспедиции является изучение традиционной культуры татар Буинского муниципального района. Экспедиционная группа вела собирательскую работу по мифологическим представлениям, обрядовому творчеству, детскому фольклору, лечебно-заговорной, трудовой традиции, местным святыням, танцевальной традиции, музыкальному фольклору и другим явлениям традиционной культуры.

В ходе экспедиции были записаны различные варианты песенно-плясовых игр татар Буинского района. Наряду с этим информанты старшего поколения еще помнят старинный танец, который часто называют «Шудырып бию».  Удалось сделать видеозаписи как самого танца, так и зафикисировать образцы ее наигрыша на гармонике. Интересные сведения сообщили информанты и об уникальном танце «Тәртә асты биюе», который был когда то распространен  в деревне Каменный Брод.

Сельское население достаточно тесно было связано с народной музыкальной культурой и исполнительской традицией на музыкальных инструментах. В некоторых деревнях (Аксу, Ташкичү, Кайбыч и др.) удалось зафиксировать бытование в прошлом курая, кубыза, глиняных свистулек. Практически в каждой деревни было несколько музыкантов гармонистов которые сопровождали все деревенские праздники.

   

                                                

Интересны и обряды. По рассказам информантов обряд «Гусиные помощи» («Каз өмәсе») – «каз йолкыш» (местное наименование) проводился вечером. Собирались девушки, женщины и перед началом основных работ устраивали чаепитие. Были свои методы ощипывания и очистки от перьев. Вся работа переплеталась песнями, весельем. После завершения работ на стол выносили «каз ашы», «каз ите».

Своеобразны и мифологические представления, заговорно-заклинательная традиция этого района. Были зафиксированы полные тексты «күз догасы», «тимрәү имләү», заговаривание «бүре уы», «кызамык», «ныжы» и пр. Интересным было «изен тапшыру» (получение своего рода разрешения на заговаривание / исцеление).

Несмотря на широкое распространение современных строительных и отделочных материалов фасады домов, наличники до сегодняшнего дня украшены резными узорами. Невероятной красоты наличники с резными узорами делались мастерами своей деревни. Каждый дом сохранил тепло рук мастера и радует глаз окружающих, причем не первый десяток лет. Об этом свидетельствуют  цифры, вырезанные на фасадах домов (по большей части 1960-1980 гг.)

 

 

 

Были и кузнечных дел мастера. Если раньше они делали орудия труда и металлическую посуду, сейчас же делают и технику которая может обслуживать своё хозяйство.

 

 

В быту очень много изделий ручной работы, будь то вышитые наволочки, полотенца, самотканые ковры.  Они передаются из поколения в поколение и до сих пор украшают интерьеры татарских домов.

 

 

Всех участников экспедиции поразило отношение сельчан друг другу – их уважительные, ласковые обращения: «наным», «нәнёк» и др.

Участники экспедиции сердечно благодарят организаторов – работников культуры, за оказанное содействие в работе, а также всех информантов за предоставленную ими информацию о традиционной культуре своего края и надеются, что данные материалы лягут в основу будущих исследований.


Яндекс.Метрика