Татарча   Русский   English

Площадка музыкальных инструментов на фестивале "Түгәрәк уен"– часть 1



5 августа 2017 г. Казанский Кремль был заполнен звуками татарских народных музыкальных инструментов. На площадке № 1 звучали: разные виды гармоники, гусли, курай, кубыз, думбра, мандолина, кыл-кубыз, барабан (давыл) и многие другие.

Прежде всего хочу сказать, что я благодарна судьбе, в лице Фанзили Хакимовны Завгаровой, за возможность быть причастной к такому грандиозному мероприятию, как фестиваль татарского фольклора "Түгәрәк уен". В этом году он, впервые за свою историю, принял Международный статус. И, кроме того, я впервые попробовала себя в роли ведущей интерактивной площадки. Как шутили мои коллеги: "Наши сотрудники (т.е. сотрудники Республиканского центра развития традиционной культуры.– Прим. Э.К.) всё могут: и ученым быть, и концерт вести, и спеть-сплясать, и стулья таскать". Как говорится, "И швец, и жнец, и на дуде игрец"!

Конечно, когда ты организатор – перед самим событием тебя накрывает море тревог и волнений. Как всё пройдет? Будут ли зрители? Все ли исполнители приедут? А вдруг я объявлю, а музыканты еще не успеют прибежать с другой площадки (некоторые участники были задействованы на других фестивальных точках)? А если пойдет дождь (ведь выступать должны под открытым небом)? И, действительно, когда уже собирались ехать в Кремль, небо заволокло тучами и хлынул ливень! Однако, ко всеобщей радости, к началу фестиваля дождь прекратился и выглянуло солнышко, озарив пространство благодатным светом!!

Сейчас, когда всё позади, я могу с удовлетворением отметить, что это было просто феерично! Волшебно и вдохновенно! В течение трех часов, пока длилось мероприятие, было много публики. Одни, примостившись на лавочках, сидели от начала и до конца. Другие, останавливаясь на время, затем двигались дальше по территории Кремля. Туристы, делегаты VI съезда Всемирного конгресса татар, пресса, телевидение...

Мы сознательно хотели отойти от формы обычного концерта и сделать живое представление, что вполне удалось. Гости фестиваля могли поближе познакомиться и пообщаться с народными талантами. Кто-то пускался под музыку в пляс. Подходили известные деятели татарской культуры с просьбой предоставить им слово. Так, поэт Тахир Шамсуаров прочитал свое стихотворение, посвященное татарской гармошке. Певица Гульзада Сафиуллина, завидев ансамбль барабанщиков из Крыма, высказала им слова благодарности и подарила букет цветов.

Инструментальная площадка значилась под № 1 и располагалась сразу после входа в Кремль (у внутренних стен Спасской башни). Мы служили своего рода звуковыми входными воротами на фестиваль "Түгәрәк уен". Поэтому одна из главных задач заключалась в том, чтобы привлечь и заинтересовать публику. При составлении программы я стремилась показать многообразие музыкального инструментария татар, познакомить с разными локальными традициями, дать краткую и полезную информацию.

Разумеется, постфактум всегда находишь какие-то недостатки, думаешь о том, что надо улучшить в будущем и т.д. Но в целом, по собственным ощущениям и многочисленным отзывам, это было незабываемое зрелище, красочное и многозвучное, согретое лучами августовского солнца и теплом людских сердец. Наверное, каждый получил целый космос впечатлений.

Отрадно, что среди инструменталистов были представители разного возраста: дети, молодежь, среднее поколение, пожилые. Самый старший участник  – гармонист из Удмуртии 1937 года рождения,  вскоре отметит 80-летний юбилей. Свое искусство продемонстрировали исполнители фольклора из Агрызского, Атнинского, Бугульминского, Буинского, Сабинского, Сармановского, Ютазинского районов Татарстана, а также из г. Казани. Из регионов Российской Федерации приехали коллективы и солисты Астраханской, Оренбургской, Тюменской областей, Республик Башкортостан, Марий Эл, Удмуртии. С особым восторгом слушатели восприняли выступление крымско-татарского ансамбля барабанщиков из Республики Крым.

Подробности чрезвычайно насыщенной и разнообразной программы (не сумевшей, к сожалению,  из-за ограниченности по времени вместить всех желающих) – в следующей части нашего обзора.

 

Продолжение следует...

 

 

 

 

Эльмира Каюмова,

этномузыковед, кандидат искусствоведения.

Автор фото: Камиля Каюмова.