Татарча   Русский   English

Площадка музыкальных инструментов на фестивале "Түгәрәк уен"– часть 2



На Международном фестивале "Түгәрәк уен", с блеском прошедшем  5 августа 2017 г. в Казанском Кремле, отдельная площадка была посвящена музыкальным инструментам. Каждое выступление было особенным. Об участниках, которые являются одновременно хранителями и пропагандистами традиций, хочется рассказать подробнее.

 Праздничную программу (а фестиваль стал настоящим праздником фольклора) открыл народный ансамбль гармонистов "Көмеш телле гармун" из Агрызского района Республики Татарстан, руководитель – М.А. Муллахметов. Данный коллектив возник в 2005 г. В прошлом году он достойно представлял нашу республику на Всероссийском фестивале-конкурсе "Многоликая Россия" в Москве, где стал Лауреатом второй степени. Музыканты исполнили два номера: 1) "Попурри на татарские народные мелодии" и 2) "Напев деревни Крынды". Второе произведение ("Кырынды авылы көе") примечательно тем, что это очень старинный напев, существующий в трех вариантах. Исполненный на концерте вариант был записан от 80-летнего гармониста с. Крынды.

Концерт не случайно был начат с наигрышей на гармошках. Гармоника вошла в татарскую культуру сравнительно недавно (во второй половине XIX в.) и стала поистине национальным инструментом. Татары вносили изменения в конструкцию инструмента, приспосабливая его  под звучание своей этнической музыки (одноголосные пентатонные напевы). Особой популярностью пользовались тальянка, хромка, саратовская гармонь. Бытовали разные местные названия: тальян (тальянка), венски (венская), бараксин (вараксинская), рус или русски (русская), кечкенә (маленькая) и др. Вообще, гармонь неоднократно звучала в течение всей работы площадки, выполняя функцию рефрена. Такиим образом, структура программы напоминала форму хороводной игры (түгәрәк уен), где запев – разные инструменты, а припев – гармоника. У французов подобная форма называется рондо.

Гармонисты ансамбля "Акчарлак", работающие при Культурном центре "Сайдаш" г. Казани – бессменные участники различных мероприятий. Гумер Салахов, Нурулла Гатауллин, Данил Вафин (к сожалению, недавно ушедший в мир иной) – их имена знают многие любители народной музыки. В наши дни дело старших мастеров продолжают более молодые исполнители. На фестивале выступил дуэт тальянистов: Айрат Алтынбаев (1968 г.р.) и Айрат Шайхутдинов (1995 г.р.).

Вопрос возникновения гармоники весьма сложен и неоднозначен. Установилось мнение, что гармонь (в современном облике) была изобретена в начале  XIX в. в Германии. Существует также версия ее российского происхождения. Вместе с тем, история развития основных элементов (свободно вибрирующие язычки, мех, транспортабельность) уходит в глубину веков. Так, прародителем губной гармоники признается китайский шэн (III тысячелетие до н.э.). Тесная связь просматривается и с кубызом (варганом) – традиционным инструментом тюркских народов. Известно, что великий татарский поэт Г.Тукай любил музицировать на кубызе (тимер кубыз), для этих целей носил его с собой, прикрепив к поясу. Сегодня инструмент уже вышел из повседневного обихода и его можно услышать лишь со сцены. Поэтому весьма ценна деятельность таких коллективов, как "Сердәш" из с. Абсалямово Ютазинского района Татарстана. Ансамбль кубызистов исполнил две композици на татарские народные мелодии.

В народной традиции на гармониках играли не только мужчины, но и женщины. В  числе активных исполнительниц на хромках – Талия Гиматдинова и Асия Хамидуллина из Буинского фольклорного ансамбля "Гөлҗамал".

По словам следующего участника (Мифтахова Фарита, 1970 г.р., из Оренбургской области), гармонику он стал осваивать совсем недавно, до этого предпочитая аккордеон. Несмотря на то, что инструменты схожи, игра на каждом из них имеет свою специфику. Тем не менее, оренбургский музыкант блестяще исполнил наигрыши на гармонике "Казанка", вызвав бурные аплодисменты у зрителей.

Хасанова Разия Хайрулловна (1940 г.р.) – тальянистка из Камско-Устьинского района Татарстана. Ей исполнилось 77 лет, но она с такой проворностью, желанием и мастерством солировала на гармонике-тальянке, что вызвала, наверное, зависть у остальных гармонистов. Самое важное она играла в традиционной манере. В этой связи хочется обратиться к молодым музыкантам, чтобы они не упускали возможность и учились у таких самородков, как Разия апа. Именно  в искусстве таких исполнителей сфокусирован многовековой музыкальный опыт народа. А это искусство, к величайшему сожалению, исчезает. На гармонике современная молодежь играет преимущественно в академическом стиле, основанном на западно-европейской системе.

В народной культуре есть такое явление, как мультиинструментализм: когда музыкант умеет играть сразу на нескольких инструментах. Такие уникальные специалисты встречаются и среди подрастающего поколения. Разиль Шарифуллин из Сабинского района Татарстана  в этом году перешел в 7 класс. На фестивале он продемонстрировал владение кураем, кубызом, сурнаем, окариной (таш сыбызгы). На баяне ему аккомпанировал его отец – Ильшат Шарифуллин, который в селе организовал кружок, где и обучил детей (в том числе – и своего сына) игре на разных музыкальных инструментах.

Значение образовательных учреждений в сохранении и возрождении народной музыки действительно велико. Мандолина, родиной которой считается Неаполь, проникла в жизнь татар в конце XIX в. Особую популярность она завоевала в начале ХХ столетия благодаря деятельности национальных оркестров, в дальнейшем прочно укрепилась в народном быту, заняв нишу утраченной домбры. Экспедиционная практика показывает, что основными носителями традиции явились учителя, т.к. обучение игре на мандолине входило в комплекс дисциплин педагогических училищ. Упразднение предмета в последующих программах подготовки учительских кадров послужило причиной постепенного угасания данной традиции.

Одна из немногочисленных исполнительниц на мандолине – Ильгамия Кутусова (1965 г.р.) приехала на фестиваль из с. Большое Нуркеево Сармановского района Татарстана.  В доме у них было 2 мандолины. Играла старшая сестра, а также соседка. Глядя на них, и возникло стремление научиться на этом струнно-щипковом инструменте. Ильгамия Ильдустровна исполнила два попурри (тезмә), в которые вошли как местные, так и общераспространенные мелодии ("Нөркәем такмаклары", "Ай-зар, геннәем", "Әнисә" и др.). Кроме того, она руководит хорошо известным вокально-инструментальным ансамблем "Нөркәем".

В роли музыкальных инструментов часто использовались самые разные бытовые предметы (совок, стиральная доска, пила, коса, труба и поднос для самовара и т.д.), что и показал прославленный фольклорный ансамбль "Ләйсән" из с. Арсланово Челябинской области. Руководитель – Мухарамова Роза Низамовна. Выступление коллектива стало ярким красочным пятном в программе. Во-первых, сразу привлекли всеобщее внимание необычные традиционные костюмы, богато украшенные вышивкой и монетами. Во-вторых, уральские женщины (среди них были и преклонного возраста) во время исполнения игровой песни стали приглашать зрителей в пляс, создав тем самым атмосферу праздничного веселья. Всего прозвучало два номера: "Җырлыйк әле" и "Әзи-күзи, күннәкә".

Далее на импровизированную сцену, организованную у стен Казанского Кремля, снова вышли представители Сармановского района РТ. На этот раз – Рафаэль Гилязов и Рашит Гайсин. Сначала они вдвоем сыграли на гармошках (дуэт). Затем Рафаэль Гилязов (кстати, весьма колоритная личность) выступил с индивидуальным номером, в рамках  которого исполнил наигрыши на тальянке, курае, кубызе, сурнае, а также продекламировал стихи.

Программа близилась к кульминации. Страсти накалялись, интерес возрастал. Впереди было еще много незабываемых моментов и сильных впечатлений. Однако об этом – в следующей части нашего материала.

Продолжение следует...

                     

 

 

 

 

 

Эльмира Каюмова,

этномузыковед, кандидат искусствоведения.

 

Автор фото: Камиля Каюмова.


Яндекс.Метрика