Татарча   Русский   English

Площадка музыкальных инструментов на фестивале "Түгәрәк уен"– часть 3



Работа на инструментальной площадке была в самом разгаре. Впереди публику ждала встреча с замечательными музыкантами из Крыма, Марий Эл, Удмуртии, Башкортостана, Астраханской области и др.

Настоящий фурор произвели ребята из крымско-татарского ансамбля барабанщиков "Чал-чал". Возраст участников – от 9 до 15 лет. Все они занимаются в Доме культуры г.Старый Крым. На суд зрителей было предложено три композиции: 1) "Крымские ритмы", 2) "Эльбус (Хайтарма)" – мелодия танца крымских татар, ставшего символом их трагической судьбы, 3) "Ислям Терек" (это старое крымское название Кировского района г.Старый Крым). Обработки для ударных инструментов выполнены руководителем коллектива – Халиловым Рустемом Джемильевичем. Столько силы, ритма и энергии было в выступлении крымчан! К слову заметим, что "Чал-чал" неоднократно побеждал в различных Международных и Всероссийских конкурсах.

Оглушительный бой барабанов (на крымско-татарском языке инструмент называется давыл) сменили нежные перезвоны гуслей – многострунного щипкового инструмента, до сих пор сохранившегося у кряшен на севере Заказанья. Магсумьянов Гарай Габдрахманович из г. Йошкар-Ола привез своих подопечных – ансамбль гусляров "Хәзинә". За короткий срок, начиная с 2015 г., Гарай Габдрахманович изготовил с десяток инструментов, в том числе – модернизированный экземпляр двойных гуслей. Наряду с чисто инструментальным "Попурри" прозвучало два вокально-инструментальных произведения: "Өммегөлсем" и "Сандугач сайрыйдыр кайларда" (кряшенская народная мелодия).

Зарипов Фирдаус Магсумович (1950 г.р.) гармонист-виртуоз из Атнинского района, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, лауреат первой степени конкурса гармонистов им. Ф.Туишева. На фестиваль он привез три гармошки (тальянку, хромку и, так называемую, русскую), всего же их у него пять. Как поведал мне в беседе Фирдаус ага, по профессии он – механизатор, 25 лет проработал на тракторе. Научился играть еще в детстве и вот уже 60 лет гармонь не сходит с его рук. По сей день активно выступает на свадьбах и семейных торжествах. Более того, в течение 11 лет в сельской школе вел кружок, прививая детям навыки традиционного гармошечного исполнительства.

Не перестаю радоваться успехам и восхищаться многогранностью таланта сибирских музыкантов из ансамбля "Шытыр-Шатыр" Тюменской области. Каждый участник поет, пляшет, играет на нескольких инструментах. И делают они всё так зажигательно, что никого не оставляют равнодушным. В их арсенале имеются древние и забытые струнные инструменты, такие как: ятаган (щипковая цитра, характерная для традиции сибирских татар), кыл-кубыз (смычковый хордофон, предшественник скрипки), домбра (думбыра). Изготовлением инструментов занимается руководитель ансамбля – Габдуллин Гаяз Василович. Список наград и дипломов ансамбля очень внушителен, что вполне объяснимо. Остается только добавить, что коллективу "Шытыр-Шатыр" аплодировали и в зарубежных странах (вспомним их выступление в Италии).

Соседняя Удмуртская Республика прислала на инструментальный майдан солидную делегацию – 18 человек. Первыми выступили гармонисты: Каримов Фоат Галиахметович и Зарифуллин Ильдус Халиуллович. Фоат Каримов – самый почтенный участник (1937 г.р.), собирает коллекцию народных инструментов, сам ремонтирует и украшает гармоники.

Далее к микрофонам вышел образцовый ансамбль татарской музыки, песни и танца "Асылъяр" (16 участников). Руководитель – Гайнутдинова Лариса Алековна. Под аккомпанемент инструментов они исполнили произведения исламской традиции: мунаджат "Аллаһ дусти" и религиозный напев "Әлвидаг". Оба произведения были записаны мной в экспедиции 2012 г. и опубликованы в книге "Национально-культурное наследие: Татары Удмуртии". Казань, 2013 г. ("Милли-мәдәни мирасыбыз: Удмуртия татарлары"). Каково же было мое удивление, когда ансамбль "Асылъяр" на одном из фестивалей исполнил эти образцы, причем в соответствующей народной манере. А 5 августа в Кремле их выступление завершила сугубо инструментальная композиция, сотканная из любимых мелодий. В ребятах меня всегда подкупает их естественность: для них фольклор – не пропахшая нафталином старая вещь из бабушкиного сундука, а современная реальность. Они живут в фольклоре, мыслят по-фольклорному, делая его частью своей жизни.

Далее на сцену вышли астраханцы, солисты коллектива "Ялкын" – Равиль Курмажинов (1947) и Мавлют Нуров (1952). Когда слышат музыкальный термин "саз", то у многих возникает образ струнного инструмента. Между тем, в традиции астраханских татар саз  – это наименование саратовской гармоники. Дуэт кабала (бубна) и саза (саратовской гармошки) – устоявшийся инструментальный ансамбль для сопровождения песен и плясок. Когда музыканты заиграли, ноги сами пустились в пляс (не удержалась и Фанзиля Хакимовна). По роду своей основной деятельности Р.Курмажинов – бывший автомеханик, М.Нуров – майор милиции, старший дознаватель. Но знание и умение играть в традиции – у них в крови. Это то качество, которому нельзя научиться по нотам. Для этого нужно жить в традиции, чувствовать и ощущать ее изнутри.

Программа подходила к своему финалу. Два последних выступления зеркально повторяли начальные моменты, придавая тем самым стройность и симметричность всей композиции концерта.

Подобно ютазинцам, на майдан вышел ансамбль кубызистов "Наза" из д. Иркен Бугульминского района Татарстана. Руководитель – С.Я. Ибрагимова. При подготовке к фестивалю (в процессе переговоров)  обнажился целый ряд проблем, осложняющих работу фольклорных коллективов на местах. В первую очередь, это нехватка и даже отсутствие необходимого инструментария. Так, ранее бугульминцы пользовались кубызами Ифрата Хисамова. После того, как те стали выходить из строя, закупили вьетнамские инструменты, подходящие по звучанию. Однако, вьетнамские экземпляры оказались недолговечными и быстро сломались. Затем в казанском магазине "Музыкальный маркет"  приобрели новые кубызы, но руководитель коллектива (Сария Ибрагимова) считает, что новоделы не соответствуют звучанию прежних инструментов. А ведь это невероятно важно: сохранить традиционный этнический звукоидеал! Это "внутренняя слуховая настройка" (термин А.Маклыгина). Это тот камертон, по которому носители традиции сверяют  и безошибочно определяют "свое" и "чужое", наличие или отсутствие "моң". У нас мастеров-изготовителей инструментов – буквально единицы. Некоторые музыканты выходят из положения, приобретая инструменты в соседних республиках. В том же Башкортостане ситуация гораздо лучше. Несомненно, для широкого распространения народных инструментов необходимо наладить массовое производство. Обнадеживает тот факт, что к исполнению на кубызах приобщается молодежь: основной костяк ансамбля "Наза" составляет молодое поколение.

Наконец, завершающим аккордом концертной программы прозвучали два произведения: "Чабата" (обработка на тему плясового напева) и "Попурри на мелодии народов Волго-Уралья" ("Идел-Урал буе халыкларның көйләренә тезмә"). Ансамль "Мирас" из с. Верхнее Яркеево Илишевского района Башкортостана сыграл мощно и слаженно. 12 участников привезли с собой 24 инструмента. Руководитель коллектива – Г.Х. Габдуллин, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

На этой высокой ноте инструментальная площадка закончила свою работу. Участники инструментального майдана, во главе с музыкантами из Башкортостана, дружной процессией двинулись к площади у мечети Кул-Шариф, чтобы встать в огромный общий хоровод (түгәрәк уен) – символ нашего фестиваля!

Думаю, наша интерактивная площадка с первичной задачей (зазывать публику) справилась на "отлично". Люди заходили, влекомые звуками музыкальных инструментов. А рядом располагались мастер-классы, за поворотом – такмачное состязание куплетистов-импровизаторов (Такмак әйтеш) и так далее по цепочке...

Всё прошло как по маслу, без сучка и задоринки. И в этом большая заслуга организационной команды (куратора – Н.А. Сагбиевой, звукооператора – Артема).

Как председатель жюри татарстанского фестиваля-конкурса "Иске Казан түгәрәк уены", хочу сказать, что в определенной мере сбылась моя мечта. Мне давно хотелось провести фестиваль в Казани, чтобы местных исполнителей услышали не только жители республики, но и гости столицы, которых особенно много в летний туристический период. В этот раз на сборном фестивале "Түгәрәк уен" от нашей республики участвовало 300 человек (гораздо больше, чем прежде). Тем более, выступать у исторических стен Кремля  – это просто сказка!

 

 

 

 

Эльмира Каюмова,

этномузыковед, кандидат искусствоведения.

 

Автор фото: Камиля Каюмова.