Татарча   Русский   English

Итоги экспедиции в Тюменскую область РФ



В рамках выполнения программы «Фольклор сибирских татар: традиции и современность» в целях сохранения традиционной татарской народной культуры экспедиционная группа Государственного центра татарского фольклора в нынешнем году продолжила работу в Ялуторовском районе Тюменской области. В ходе экспедиции (15.06.08 - 26.06.08) были исследованы следующие населенные пункты: Аслана (Кашавыл), Ново-Атъялово (Яңа Атъял), Яр (Исәт), Ревда (Рауда). В полевых работах приняли участие научные сотрудники Центра.
Интерес участников экспедиции касался процесса изменения и трансформации традиционной культуры на протяжении ХХ столетия. Нашими информантами были местные жители, в основном 60 – 94 лет, но в соответствии с индивидуальными темами исследователей возраст информантов мог варьировать в пределах 25 – 90 лет.
Исследования велись в области фольклористики, визуальной антропологии и этнографии – именно комплексное изучение материалов традиционной культуры в указанных направлениях позволяет понять традиционную культуру как часть современной живой культуры. Методы исследования отрабатываются непосредственно в экспедиции, используются как традиционные вопросники, так и индивидуальные методики, определяемые конкретными задачами. В данной экспедиции сбор материала велся в следующих направлениях: изменение и трансформация традиционной обрядовой культуры татар на протяжении ХХ столетия, родильно-нарекательные и похоронно-поминальные обряды сибирских татар, народная медицина, народная демонология, верования. Проведение аудио- и видеосъемок во время экспедиции позволило не только точно фиксировать объекты исследований, но и выявлять новые особенности изучаемых явлений и их место в живой культуре сегодняшнего дня.
В ходе экспедиции уделялось внимание культурно-природным памятникам, связанным с ними преданиям, детскому игровому фольклору, заговорно-заклинательному жанру, работам местных умельцев, танцевальному фольклору. В д. Ново-Атъялово нам удалось сделать видеосъемку обряда изгнания “җен” из дома, в котором не было спокойствия. Интересны также представления сибирских татар о духах-хозяевах (Даут пәйгамбәр, Сэнки баба, Су иясе, Хызыр баба, Пичэн и др.), которые по своим функциям соотносятся с представлениями казанских татар, но имеют и свои отличительные особенности. Интересен образ Пичэн - хозяина леса, который представляется то мужчиной, то женщиной и завлекает путников в чащу, где водит их по узким тропинкам. Для того чтобы избавиться от его влияния необходимо одеть одежду наизнанку.
Несмотря на то, что людей, сохранивших в памяти фольклор или обладающих хорошим знанием обрядов, старинного быта и обычаев, осталось очень мало, нам удалось записать 124 часа аудиозаписи на цифровой диктофон, 6 часов видеозаписи, сделать 146 фотографий. Среди фотографий – старые снимки из музейных архивов, старинные дома, предметы быта, орудия труда и т.д. Участники экспедиции сердечно благодарят всех информантов за помощь и поддержку в работе и уверены, что лишь комплексное изучение всех граней традиционной культуры позволит сохранить ее самобытность и возродить для будущих поколений.

Л.Х. Давлетшина