Татарча   Русский   English

Экспедиция в Тюлячинский и Высокогорский районы РТ



В рамках выполнения программы «Фольклор татар Заказанья: традиции и современность» в целях сохранения традиционной татарской народной культуры исследовательская группа Государственного центра татарского фольклора с 15 по 29 мая выезжала в комплексную фольклорно-этнографическую экспедицию в Тюлячинский (Б. Нырси, М. Нырсы, М. Меретяки, Айдарово, Алан, Баландыш, Кибя-Кози, Зюри) и Высокогорский (Большой Битаман, Бикнарат, Ювас, Малый Битаман, Дубьязы, Казаклар, Улля) районы РТ. В полевых работах приняли участие научные сотрудники Центра: Ф.Х. Завгарова, Л.Х. Давлетшина, З.М. Арикеева, М.Р. Сайхунов.

 

Интерес участников экспедиции касался процесса изменения и трансформации традиционной культуры на протяжении ХХ столетия. Нашими информантами были местные жители, в основном 60 – 94 лет, но в соответствии с индивидуальными темами исследователей возраст информантов мог варьировать в пределах 25 – 90 лет. Традиционный фольклор остался в памяти только самых пожилых людей, однако мифологические рассказы и былички бытуют и среди молодого поколения.

Исследования велись в области фольклористики, визуальной антропологии и этнографии – именно комплексное изучение материалов традиционной культуры в указанных направлениях позволяет понять традиционную культуру как часть современной живой культуры. Методы исследования отрабатываются непосредственно в экспедиции, используются как традиционные вопросники, так и индивидуальные методики, определяемые конкретными задачами. В данной экспедиции сбор материала велся в следующих направлениях: изменение и трансформация традиционной обрядовой культуры татар на протяжении ХХ столетия, родильно-нарекательные и похоронно-поминальные обряды заказанских татар, народная медицина, народная демонология, верования заказанских татар. Проведение аудио- и видеосъемок во время экспедиции позволило не только точно фиксировать объекты исследований, но и выявлять новые особенности изучаемых явлений и их место в живой культуре сегодняшнего дня.

В ходе экспедиции уделялось внимание культурно-природным памятникам, связанным с ними преданиям и их преломлению в сознании местных жителей, детскому игровому фольклору, заговорно-заклинательному жанру, работам местных умельцев как одной из граней современной живой культуры. В д. Казаклар Высокогорского района РТ впервые удалось записать комплекс татарских детских игр и русских детских игр, трансформированных в местной культурной среде. Широкое распространение среди местного населения получили легенды и предания, связанные со святыми местами. Культурно-природные памятники, например Акташ в д. Казаклар Высогорского р-на и Зөлката в д. М.Меретяки Тюлячинского р-на РТ, играют важную роль в традиционной культурной жизни современного села, до сих пор оставаясь местом поклонения для местных жителей.

 

В д. Б. Битаман удалось сделать видеозапись золотых дел мастера, работы которого на данной территории встречаются повсеместно.

 

Особый интерес вызывает тот факт, что в жизни современного села широкое распространение имеют поверья и былички о хлевнике, домовом, Хызыр Ильясе, черте и бесе. Рассказывают как умилостивить хлевника, если он невзлюбил домашний скот, как переселить домового в новый дом, как относится к Хызыр Ильясу, встретившемуся в дороге и т.д. Сохраняется большой интерес к заговорам, которые в основном касаются здоровья человека. Эти материалы сложны для записи, поскольку не все информанты соглашаются разговаривать на эту тему. Несмотря на это, нам удалось записать тексты заговоров от рахита, краснухи, родинок, а также сделать видеозапись заговорного действия от сглаза.

Несмотря на то, что людей, сохранивших в памяти фольклор или обладающих хорошим знанием обрядов, старинного быта и обычаев, осталось очень мало, нам удалось записать 42 часа аудиозаписи на цифровой диктофон, 6,5 часов видеозаписи, 144 фотографии. Среди фотографий – старые снимки из музейных архивов, старинные дома, предметы быта, орудия труда и т.д. Участники экспедиции сердечно благодарят всех информантов за помощь и поддержку в работе и уверены, что лишь комплексное изучение всех граней традиционной культуры позволит сохранить ее самобытность и возродить для будущих поколений.

Л.Х. Давлетшина