на главную

Г.М. Макаров,
ст. науч. сотр. ИЯЛИ им Г.Ибрагимова,
ведущ. науч. сотр. ГЦТФ,
канд. искусствоведения

Возрождение традиционных музыкальных инструментов татар: проблемы и перспективы

Традиционная музыкально-инструментальная культура представляет одну из важных составных частей духовного наследия татарского национального сообщества. Известно, что в настоящее время проблема развития традиционного музыкальных инструментов татар является самым ослабленным звеном в татарском национальном искусстве. Недостаточно разработанной остается концепция и планирование необходимых мер по восстановлению традиционных инструментов татар как части деятельности государственных и общественных структур татарской культуры по возрождению национального искусства. Причины отсутствия необходимого внимания к восстановлению этнических инструментов татар стали вескими аргументами для возобновления обмена мнениями по этой ситуации.  
Возрождение инструментов должно начинаться с анализа существующего положения, постановки задач по возрождению традиционных инструментов, определения конкретных путей по воплощению поставленных целей и практической реализации этих задач, что включает в себя огромный труд и целенаправленные усилия команды единомышленников.
Тема инструментальной этнокультуры татар к настоящему времени в своей доминанте существует в основном на плоскости научных исследований. Практическое возрождение инструментов сохраняется в виде усилий и инициатив отдельных энтузиастов-исполнителей, педагогов ДМШ, сузов и вузов. Со стороны чиновников государственных структур по культуре и искусству – в виде деклараций о намерениях в перспективе.
Очевидно, что республиканские праздники  «Уйнагыз гармуннар» – «Играй гармонь», посвященные гармоникам, не могут компенсировать картину полного отсутствия в республике необходимого внимания к остальным видам этнических инструментов.
Значимый интеллектуальный рывок для анализа состояния и расстановки основных акцентов для положительного разрешения задач по возрождению инструментов было предпринято на научно-практической конференции «Татарские музыкальные инструменты: традиции и современность», организованной Министерством культуры в 1998 году. К сожалению, ожидаемого прорыва и ощутимых реальных дел тогда сделано не было, хотя была принята продуманная и неплохо разработанная резолюция, актуальность которой сохраняется и сегодня.
Очевидно, что тогда Министерство культуры РТ не смогло вычислить дееспособных  специалистов, имеющих необходимые интеллектуальные силы, компетенцию, которые могли бы взять на себя ответственность за регулирование исполнения поставленных задач и довести их до логически разумного уровня.
Сегодня же нужно вновь возвратиться к постановке проблемы восстановления инструментов и постановке решения этих задач, что диктуются еще большей актуальностью сохранения традиционного этнокультурного облика татар Поволжья, Приуралья и Сибири, ибо процессы нивелирования особенностей и утери уникальных ценностей этнической культуры и искусства еще более усилились.
Если провести краткий анализ состояния дел по возрождению инструментов в настоящее время, то из него естественным путем определяются и задачи по подготовке научно-практических рекомендаций для возрождения и включения возрожденных традиционных инструментов в современную культуру.
Исследуя историю формирования традиционного инструментального искусства татар в отделе искусствоведения ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АН РТ, реконструируя и изготавливая эти инструменты, также занимаясь педагогической деятельностью, как руководитель фольклорно-инструментальных групп при Казанском ДДТ им. А.Алиша, ДМШ №7 «Идель», читая лекции по традиционной инструментальной культуре в КГК им. Н.Г.Жиганова, в КГУКИ, мне близко знакомы проблемы связанные с научным исследованием, исторической реконструкцией, изготовлением, разработкой методик обучения игры на инструментах,  подбором репертуара и множеством иных сопутствующих сложностей.
В решении накопившихся проблем по возрождению традиционных музыкальных инструментов татар необходимо выделить следующие, на наш взгляд, наиболее важные блоки вопросов:
I. проведение научных исследований по этноинструментоведению и публикация их результатов;
II. выбор приемлемых вариантов по отладке технологии и производства возрождаемых народных инструментов;
III. подготовка и публикация образовательных программ, методических пособий, аудио-визио альбомов;
IV. внедрение возрождаемых инструментов в образовательное пространство ДМШ, сузов, вузов, ИДПО; 
V. проведение учебно-практических семинаров, фестивалей, конкурсов, концертов исполнителей на этнических музыкальных инструментах татар.
Планомерное выполнение каждой из этих задач могло бы дать возможность воспроизводства и дальнейшего развития татарского этнонационального инструментального наследия, включения его в современное культурное пространство.
I. Проведение научных историко-этнографических исследований в русле татарского этноинструментоведения является наиболее разработанной частью стоящих задач. В ИЯЛИ Г.Ибрагимова в последние два десятилетия наработан научный материал, который существенно расширяет горизонты представлений о татарском народно-инструментальном наследии. За эти годы были изданы свыше 50 различных научных и научно-популярных публикаций. В целом же требуется более тщательное изучение староэтнических инструментальных традиций этнических групп татар в отдельности, а также разработка инструментальных традиций татар средневекового и нового времени. Проблемной остается подготовка и публикация монографического издания результатов этих исследований.
II. Отладка технологии и производства возрождаемых народных инструментов связана с разработкой научно-технической документации и описанием технологии изготовления. Задачу по изготовлению инструментов можно решить через организацию специальной экспериментальной мастерской по изготовлению необходимых инструментов или же через деятельность отдельных мастеров изготовителей. Оба варианта должны иметь тщательно спланированный бизнес-план, а также гарантии материально-технической и финансовой поддержки государства. Отметим, что работа по изготовлению традиционных инструментов татар находится не на нулевой отметке. Она продвигается через инициативу отдельных энтузиастов. Например, уже ушедшего в мир иной Ифрата Хисамова, ныне здравствующего Мудариса Загреевича Сайфутдинова, который изготавливает сурнаи, кураи, и многих других. К сожалению, их деятельность проходит часто при отсутствии не только материальной, но хотя бы моральной поддержки со стороны Министерства культуры. Это я чувствую и на своем опыте работы. Начав с 1984 года разработку научной реконструкции татарских средневековых инструментов, мне приходится в обычных бытовых условиях изготавливать думбры, танбуры татар (изготовлено свыше шестидесяти инструментов). Эти инструменты используются в татарских фольклорных ансамблях, например, самые первые татарские думбры для фольклорного ансамбля «Сорнай», фольклорных ансамблей «Ак калфак», «Берменчек» в Казани, в Мамадышском, Альметьевском и других районах РТ. Эти инструменты выставлены в выставочных экспозициях Государственного национального музея Татарстана, музее НКЦ в Казани, в Альметьевске, в Музее музыкальных инструментов в Санкт-Петербурге.
Работа по изготовлению инструментов при стесненности, скученности, при отсутствии каких либо условий в обычной городской квартире продолжается и сейчас. При этом я знаю и иные примеры отношения к изготовителям национальных инструментов в соседних республиках. В Уфе изготовителю башкирских традиционных инструментов Шугаипову Вакилю Министерство культуры Башкортостана выделило двухкомнатную квартиру с необходимым оборудованием для мастерской по изготовлению башкирских думбр, кураев, присвоило звание заслуженного деятеля искусства РБ. Аналогично оценен труд Сергея Николаевича Кунгурова по возрождению гуслей в Удмуртии. Ему было присвоено звание Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, создаются условия для изготовления удмуртских гуслей-крезь. Такие же примеры можно привести и в культуре других соседних регионов.
Очевидно, что изготовление инструментов отдельная серьезная тема, которая требует отдельной разработки. Очевидно и то, что без самих инструментов не может быть серьезного разговора и об остальных вопросах возрождения инструментального искусства.
III. Огромен синдром ожидания музыкальной общественностью позитивных результатов по работе в области подготовки и публикаций учебно-методических пособий по традиционным татарским гуслям, разновидностям татарских кураев (не только варианта курая-блокфлейты), думбре, мандолине, народной скрипке, кубызу, сурнаю и другим давно забытым народным инструментам. Оно и понятно, подготовка и публикация образовательных программ, методических пособий, аудио-визио альбомов является одним из важных моментов успешной работы по решению задачи возрождения традиционных инструментов в образовательном пространстве. В настоящее время состояние разработанности учебно-методических пособий, репертуарных сборников по татарскому традиционному инструментальному искусству можно оценить как неудовлетворительное.
Капитальные учебные разработки по старотрадиционным фольклорным инструментам до сего времени не созданы и в планах практически не обозначены. В чем же причины такого положения? Кто же должен заботится о создании и публикации учебно-методические пособий по традиционным татарским гуслям, кураям, думбре, мандолине, народной скрипке, кубызу. Кто же должен брать на себя ответственность по решению этой проблемы. Им может стать, например, РМК по учебным заведениям культуры и искусства или кафедра татарской музыки КГК имени Н.Г.Жиганова.
В планах научных исследований вузов и сузов пособия по обучению на традиционных также не пишутся, ибо у педагогов этих заведений нет опыта преподавания игры на этих забытых народных инструментах. Поэтому необходимо создание общей концепции и общей координационной, учебно-методической секции по подготовке пособий по возрождаемым традиционным инструментам. Вопрос: «Где же, и на какие средства?», остается также открытым. Если такая секция  будет создана, то в ней должны объединиться и целенаправленно работать инструменталисты, педагоги-энтузиасты по подготовке пособий для традиционных инструментов.
Необходим обмен опытом по подготовке и внедрению учебных программ, пособий по передаче аналогичных инструментальных традиций, который выстроен и успешно работает во многих республиках Волго-Уральского региона. Например, в Башкирии, Чувашии, Мариэл, Удмуртии, Калмыкии, Казахстане.
Можно привести опыт работы по обучению игры на гуслях  в детской музыкальной школе №4 Чебоксар Чувашской республики, где преподаются уроки игры на гуслях, организован ансамбль чувашских гуслей «Илемби», художественным руководителем которого является Гусева Мария Викторовна. С 2003 года в Чебоксарском муз. училище открылся класс чувашских гуслей. Ансамбль чувашских гуслей «Илемби» завоевал призовые места и звание дипломанта на II Открытом Международном конкурсе исполнителей на национальных многострунных инструментах имени Веры Городовской в Москве в 2004 году. Гусева Мария Викторовна уже презентовала учебное пособие «Кесле. Чувашские гусли: начальный курс обучения».
Накоплен позитивный опыт по преподаванию основ игры на традиционных народных гуслях в Республике Мариэл. Он связан с деятельностью заслуженного работника культуры РФ, преподавателя Национальной президентской школы-интерната для одаренных детей Республики Марий Эл в г. Йошкар-Ола, руководителя детского образцового ансамбля гусляров «Кусле» Тамары Андреевны Ягельдиной. Она является одним из первых и ведущих преподавателей, автором программы обучения в детских школах искусств республики на национальном марийском инструменте «кусле» (гусли). Ансамбль «Кусле» принял участие в международном конкурсе исполнителей на старинных щипковых инструментах в 1998 году. Конкурс проводила ассоциация «Классическое наследие» при поддержке Национального академического оркестра народных инструментов России и Национального Артийского комитета России. В нем участвовали исполнители на различных национальных многострунных инструментах: русских гуслях, белорусских и венгерских цимбалах, украинских бандурах, кобзах, удмуртских гусельных разновидностях – крезях, марийских кюсле. «Кюсле» завоевал призовое место и на II Открытом Международном конкурсе исполнителей на национальных многострунных инструментах имени Веры Городовской в Москве в 2004 г.
В татарском музыковедении гусли также причислены к разряду общетатарских национальных инструментов, но татарские гусли тихо умирают на глазах современной общественности. Проблема возрождения татарских гуслей является и парадоксальной. Живые традиции игры на гуслях сельском быту сохранились до сего времени только у татар (в Арском и Балтасинском районах). У чувашей, мари, мордвы их давно нет. Но, тем не менее, все вышеперечисленные народы, кроме татар, уже возродили этот древний инструмент, обучают его в музыкальных школах, сузах, вузах. Имеется инициатива по обучению на татарских гуслях. Со спецификой игры на татарских гуслях знакомятся студенты кафедры татарской музыки КГУКИ, а также учащиеся ДМШ №7 «Идель» Вахитовского района.
Проделана определенная работа и по написанию пособия по обучению игры на думбре. Это можно судить по выступлениям детского фольклорного ансамбля «Ак калфак», ставшего лауреатом республиканских и международных фестивалей. Однако здесь имеется и своя специфика. Ввиду того, что этот старотрадиционный татарский инструмент имеет свои особенности приемов звукоизвлечения, характерной терминологии, репертуара, то крайне желательным становится подготовка пособий на татарском языке, на том первичном языке, на котором формировался терминологический аппарат, названия частей и деталей инструмента. А в связи с этим возникают свои трудности.  Думбра характерный инструмент большинства тюркских народов, исполнительское искусство на котором начало формироваться в древности и средневековье. Поэтому при написании пособий по татарской думбре необходимо учитывать научные и учебно-методические материалы по думбре и других родственных народов, где более полно сохранились думбровые традиции. Допускать же внутритюркский разнобой и разночтения в думбровом искусстве не желательно. При подготовке своего пособия я пользовался материалами по русским балалайкам, так как материалы по думбре ногайцев, казахов, башкир нам недоступны. В результате работа застопорилась. Поехать в Казахстан для ознакомления с аналогичными пособиями по думбре, для сбора звучащих материалов и обмена опытом по методике обучения можно лишь в случае покрытия командировочных расходов заинтересованными учреждениями.
IV. Вопрос о внедрении возрождаемых инструментов в образовательное пространство ДМШ, сузов, вузов, ИДПО можно будет ставить на повестку дня лишь в случаях наличия инструментов, учебных пособий и обученных, прошедших специальные курсы обучения педагогов. Очевидно, что наиболее приемлемым путем подготовки педагогов по возрождаемым традиционным инструментам должна стать образовательная площадка Института дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов СКС и искусства.
В случае положительного решения об организации в ИДПО специализированных курсов по подготовке (переподготовке) руководителей фольклорных инструментальных ансамблей и исполнителей на татарских традиционных инструментах, можно было бы запланировать проведение следующих курсов: «Руководитель ансамбля татарских гуслей», «Руководитель ансамбля татарских думбр», «Руководитель ансамбля кураистов», «Руководитель ансамбля старотатарских инструментов».
Очевидно, что основой  предварительной работы по организации подобных курсов должны стать: подготовка учебных программ, подготовка традиционных музыкальных инструментов для каждого курсанта во время учебы, предварительная подготовка опубликованных пособий с нотами и методикой игры.
Однако эти курсы, занятия по практическому освоению инструментов должны предваряться достаточно сложной и трудоемкой работой по подготовке: учебно-тематического плана с включением в него лекций по истории и теории музыкального исполнительства на этих возрождаемых инструментах, разработкой репертуарного содержания в виде нот, пособий по методике игры.
Желательно проведение специализированных курсов по обучению изготовления традиционных инструментов, что способствовало бы организацию музыкальных мастерских в различных районах проживания татарского населения, в центрах декоративно-прикладного искусства самими исполнителями или мастерами-любителями.
Слушателями курсов могли бы стать руководители фольклорных вокально-инструментальных ансамблей художественной самодеятельности, педагоги ДМШ и сузов и вузов культуры и искусства. Очевидно, что создав реальную основу для организации подобных курсов можно будет более качественно и целенаправленно готовить специалистов по фольклору, знатоков традиционной культуры, которые могли бы в дальнейшем содержательно и плодотворно работать.
V. Проведение учебно-практических семинаров, фестивалей и конкурсов исполнителей на этнических музыкальных инструментах татар в Татарстане, а также достойное участие татарстанских этноинструментальных коллективов на татарстанских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, концертах исполнителей на традиционных инструментах должно стать реальным показателем работы по возрождению татарских этноинструментальных традиций.
Возрождение традиционных инструментов татар является задачей государственного значения,  которое необходимо начать с составления тщательно спланированного проекта, которая должна быть разработана вновь созданным комитетом (рабочей группой) по возрождению татарских традиционных музыкальных инструментов из ученых и педагогов-исследователей, изготовителей, исполнителей, представителей заинтересованных учреждений при Министерстве культуры Республики Татарстан.