на главную

Балтай

Праздник мордовского народа «Балтай» справляется через неделю после Троицы. В основе его лежат языческие моления в честь хозяина леса – медведя.

В этот день всей деревней принято идти в лес и наряжать медвежью семейку – медведя, медведицу, медвежонка. Головной убор делают из папоротника и украшают цветами. Тело обвязывают кленовыми ветками. И при этом поют старинные мордовские песни, где рассказывается о тяжелом труде крестьян, про обычаи выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых. После «обряжения медведя», под звуки народного инструмента нудея все лесное семейство выходит на большую поляну, водят вокруг медведей хороводы, благодарят их за богатые дары леса. Здесь же затеваются веселые народные игры, самая популярная среди которых – это сбор кикерок (лыковыхшариков) с завязанными глазами.

Затем все вместе направляются в деревню, во главе шествия идут «медведи» в кленовых «шубах», которых за веревку ведут самые красивые девушки, а следом за ними с песнями вся праздничная процессия. У каждого дома их встречают жители села с поклоном, хлебом – солью, квасом, пирогами, всем тем, чем богата традиционная мордовская кухня. И звенит, поет деревня, задабривая наступившее лето, прося у него добрых всходов да богатого урожая, как в давние языческие времена.

Обойдя все село, участники процессии «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею друг друга. Ведь по преданию, чем больше взмахов, тем больше благ достанется каждому. А если ветку смочить колодезной водой, то и того больше. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликует народ. А молодежь и дети обливают друг друга водой. Это символизирует обилие дождей, а значит хороший урожай.  

В Лениногорском районе этот праздник проходит ежегодно в селе Мордовская Кармалка. По преданию в 1902 году, в лесу у деревни появился дед-отшельник по имени Балтай, который однажды, чтобы порадовать ребятишек, нарядил себя кленовыми ветками и прошелся по деревне. Так и закрепилось за праздником название «Балтай».

В других местах его называют «Овто чи», «Медень чи» (в Саратовской области).

 

Использованная литература
Народы Поволжья и Приуралья. Москва, Наука.-2000.