на главную

Гырон быдтон

Удмуртский праздник «Гырон быдтон» является одним из праздников весенне-летнего цикла – молений удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия может иметь разные: «Гершыд» (буквально: геры шыд, т.е. суп (каша) в честь плуга), «гербер». В удмуртских селах Татарстана праздник, проводимый после завершения весенней пахоты и сева яровых, называли и называют «Гырон быдтон» (подстрочный перевод – конец пахоты). Он устраивался в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом.

«Гырон быдтон» проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов их Бог «Вось» 1 июня из молитвенного храма «Куалы» улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы.

Как и в другие календарные праздники, сначала проходило общественное моление с чтением удмуртских молитв-заклинаний (куриськон) и жертвоприношением, затем проходило традиционное праздничное гостевание взрослых и гулянье молодежи. По обычаю, в дни значительных праздников удмурты приглашали в гости родственников из других деревень. А те, по традиции, звали к себе на угощение.

Гостей праздника угощают ритуальной кашей, которая варится на кострах, и другими удмуртскими яствами. Национальный напиток — кумышка гостям полагается пить из чаши, прикрепленной к концу посоха, который держит в руках хозяйка. Гость руками к чаше и посоху не прикасается, так что приходится выпивать «до дна».

На республиканском уровне праздник «Гырон быдтон» возродился в 1998 году. Постоянными и активными участниками праздника являются фольклорные ансамбли и отдельные исполнители из Агрызского, Балтасинского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Бавлинского районов, гг. Набережные Челны, Казани, г. Можга Удмуртской Республики.

 

Использованная литература
Народы Поволжья и Приуралья. М.:Наука. -2000.