на главную

Семык

Праздник Семык открывает цикл летних праздников марийцев, отмечается через 7 недель от Пасхи со среды на Троицкой неделе и заканчивается в воскресенье в день Троицы. Православные марийцы празднуют его с четверга.

Основной идеей праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.

Обряды совершались в течение всех праздничных дней и носили обязательный характер. Первый день праздника был связан со многими поверьями предохранительного характера и был тяжелым, по представлениям марийцев, днем. С утра, кроме приготовления еды, прекращали все виды работы, до обеда не выходили за пределы своего двора и следили, чтобы никто к ним не заходил, даже скот в этот день не выгоняли на пастбище.

Приготовив необходимые ритуальные кушанья, начинали поминать. Старший член семьи зажигал на специально установленной полке или у иконы свечки по количеству умерших, молился, желая им, светлую и спокойную жизнь, просил их содействия на благополучную жизнь живым. Затем угощались едой, откладывая кусочки еды в отдельное блюдо для покойников. Вечером провожали их, говоря при этом: «Извините за угощение, идите с миром».

Ночь со среды на четверг считалась самой опасной – временем выхода нечистых сил (осал вий). Люди верили, что ночью оживляются нечистые силы, колдуны, которые напускают порчу. Чтобы уберечься, зажигали костры, стреляли из ружей, создавая шум, караулили деревню, свои дома. Молодежь устраивала в эту ночь различные проделки: парни могли завалить бревнами ворота, забравшись на крышу дома или бани заткнуть дымоход, опрокинуть в бане котлы с водой. В эту ночь под утро топили баню «тувын монча». Купание в ней входило в обрядовый комплекс праздника Семык и выполняло очистительную, лечебную и предохранительную функции. Каждый считал обязательным окатить себя водой, настоянной на травах и цветах, похлестать свое тело веником, связанным из 41 вида растений.

Молодые парни и девушки на всю ночь уходили на луга встречать Семык, возвращались домой под утро.

В период праздника соблюдались разные запреты – не выполнялись работы, связанные с землей, женщины не стирали белье, не красили нитки и не белили холсты. Несоблюдение их могло навлечь на посевы град или ураган.
Пятница, называемая в народе лопка Семык (широкий Семык), была днем всеобщих гуляний. Ходили в гости, пели и плясали под игру гуслей и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни. Затевали в этот день и свадьбы.

В субботу праздничное застолье заканчивалось. В воскресенье православные марийцы отмечали Троицу, а в понедельник – Духов день (мланде шочмо кече).

После этих праздников наступало время яра кенеж (свободное лето) или сынса жап (время цветения ржи), которое продолжалось 2-3 недели. В течение этого времени по обычаю нельзя было трогать землю.

В Татарстане праздник Семык проводят в республиканском масштабе с 1990 года. За эти годы он проводился в д. Княгор Кукморского района, с. Ильнеть Менделеевского района, с. Шурабаш Арского района, с. Чупаево Мензелинского района, с. Мари-Буляр Муслюмовского района, г. Менделеевске.