на главную

Уяв

Уяв – весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов. Слово уяв буквально означало «соблюдение» (от уя-блюсти). Первоначально это слово означало просто соблюдение традиционной обрядовой жизни. А позднее так стали называть любой праздник, любое обрядовое торжество. Начинался уяв с временипоявления всходов – 19 июня. С появлением всходов наступала пора празднеств, свадеб, пений, хороводов, игрищ –уяв.

Низовые чуваши уяв начинали в день Семика и праздновали до Петрова дня. Взрослое население в это время соблюдало обряд синсе (обряд бережения земли), и воздерживалось от каких бы то ни было работ. Молодежь сразу же после семика («проводов усопших») начинала водить хороводы. В период уява хороводы водили каждый день с утра до позднего вечера. Вечерами под деревом жгли костры, и вокруг них кружились несколько кругов. Особенно торжественно проводили хороводы по пятницам и воскресеньям. Парни и девушки, взявшись за руки, ходили вокруг костра в такт музыке. После каждого куплета песни направление движения менялось.

Каждой песне соответствовали свой рисунок движения, свои правила игры. Часто на эти хороводы приходила молодежь из соседних деревень – со своими песнями и играми. Таким образом, репертуар песен и игр постоянно пополнялся. Парни и девушки во время уява встречались друг с другом, здесь они находили суженых. Приходили на хороводы и взрослые, и пожилые, и дети. Старики рассказывали о хороводах их молодости, напоминали старые песни и игры, а молодежь быстро их подхватывала, и почти уже забытая песня вновь начинала жить.

В чувашских селениях существовал обычай встречи и проводов уяв. Для его встречи молодежь отправлялась в ближайшую рощицу, располагавшуюся к востоку от селения, и до позднего вечера водила там хороводы. В деревню возвращались с песней уяв юрри, открывающей пору молодежных гуляний и хороводов. В песнях выражалась манифестация животворящих сил природы. У чувашей существовал запрет на исполнение песен уяв юрри в другое время.

Хороводные песни карта юрри выражали манифестацию высших сил природы. Чем больше песен исполнялось на них и чем громче их пели, тем легче, по поверьям, будет сельчанам в страдную пору. Емелькинские чуваши (Бугульминский уезд), например, неурожаи хлеба объясняли исключительно тем, что в деревне перестали справлять уяв.

Уяв нередко проводился жителями нескольких соседних деревень, являвшихся, как правило, родственными, то есть образованными при переселении жителей из одного материнского селения. Возможно, что этот обычай является отголоском межсельских молений общим духам, проводившимся в середине лета.

Завершался уяв с наступлением сенокосной поры. Последний день уяв справлялся особенно торжественно. «Во многих песнях последнего уяв звучала тема сожаления об уходе этой прекрасной поры. Перед началом основного торжества группа сельчан обходила с песнями деревню по направлению солнца. Уяв провожали уже на закате солнца также с песнями: все участники обряда отправлялись на западную окраину деревни и, в последний раз исполнив здесь уяв юрри, возвращались в деревню уже под обычную застольную песню.

 

Использованная литература.

  1. Салмин А. Праздники и обряды чувашской деревни, Чебоксары, 2001;
  2. Мадуров Д., Традиционное декоративное искусство и праздники чувашей, Чебоксары, 2004;
  3. Культура чувашского края, часть 1, /В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др./Составитель М.И. Скворцов. - Чебоксары:Чув.кн.изд-во,1995.